суббота, 14 июня 2014 г.

Песок. Максимум пользы для ребенка

Наконец-то выбрались на пляж! Сегодня состоялось первое знакомство с песком. Разрешила в доволь поковыряться в песке. Радости небыло предела! :) Так забавно было наблюдать, как сынишка переминает мелкие крупицы песка в своих крошечных ручках. Потом заприметив мурашку помчался за ним через весь пляж пытаясь догнать и поймать… Наблюдая за процессом игры я стала задумываться, в чем же польза подобного времяпровождения? А вы когда-нибудь задумывались, почему детям, да и взрослым, так нравятся игры с песком? И есть ли вообще польза для малышей от игры с песком и если есть, то какая?




  • Оказывается песок очень полезен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Насыпая в формочки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, прививает точность и аккуратность. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Поэтому многие логопеды рекомендуют играть с песком, а именно:
-  рисовать пальчиками на песке;
- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
- рыть ямки, погружать руки в песок;
-  искать в песке зарытые мелкие игрушки;
- лепить руками  из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
- насыпать песок в ведерко лопаткой.


  • Игры с песком полезны и для физического здоровья. В медицине даже существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети испытывают настоящий восторг, когда закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. Прогревание песком  улучшает деятельность сердца, способствует нормализации функции почек. Псаммотерапия способствует улучшению обмена веществ, помогает в лечении диатезов, аллергии, рахита, заболеваниях периферической нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита.  Само собой, предварительно нужно проконсультироваться с врачом. Обязательно следить, чтобы ребенок не перегревался. Также полезно ходить по  песку босиком. Известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа органов, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия и гиперпотливости.
  • Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует. В результате тесного эмоционального общения матери и ребенка развивается способность к символообразованию. Песочная терапия может способствовать развитию или восстановлению данной функции. Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. В современной пескотерапии основным атрибутом является поднос наполовину наполненный песком размерами 50х70х7см, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду. Также используются кувшин с водой и миниатюрные фигурки и предметы, расположенные на полках. Набор фигурок и предметов отражает разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения и т.д. В песочной терапии имеется возможность выражать внутренние переживания не только с помощью слов. Иногда символ может сказать гораздо больше, чем много слов, а песочная картина выражает чувства, к которым трудно подобрать слова. И даже если увиденная правда ужасна и трагична, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение.

  • Рисование песком, песочная анимация отличается от традиционного рисования. В ходе обыкновенного рисования ребёнок впоследствии начинает рисовать уже только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом свободен и у творящего ребёнка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, и именно такая направленность и есть залогом развития. Играя, ребёнок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. А самое главное, что дети при этом не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно. Дети и работающие с ними взрослые настолько увлекаются занятиями с песком, что просто не могут оторваться. Также у песка есть свойство поглощать негативную психическую энергию, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. В ходе таких художественных занятий с песком у ребёнка происходит развитие обеих полушарий головного мозга (рисуем одновременно правой и левой рукой), соответственно происходит стимуляция жизненных органов, приобретение навыка выражения себя. Также рисование песком развивает фантазию, усидчивость и, не побоюсь повтора, мелкую моторику. Подсвеченная рабочая поверхность песочного стола создаёт особую обстановку, даёт детям ощущение сказки и волшебства, побуждая их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи и раскрыть творческий потенциал.



  • Играя в песочнице или на пляже с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают на детских площадках. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.


Ну и польза будет максимальной если учесть все возможные риски, с которыми может столкнуться ребенок. К примеру, различные неприятные инфекции, вроде дизентерии или грибковых заболеваний, а чаще всего игры с песком приводят к заражению тремя видами гельминтов: острицы, аскариды, и токсокары. Поэтому примите следующие меры предосторожности на вооружение:

1. Задумайтесь над местом для игры с песком. В обычных песочницах во дворах или детских садах можно легко подхватить болезнь, поскольку к ним имеют доступ бродячие животные, а люди бросают окурки, бутылки и прочий мусор. Поэтому следует задуматься над тем, чтобы повести ребенка на пляж. Под лучами солнца многие личинки погибают, от высокой температуры, что несколько снижает вероятность, что ребенок что-то «подхватит».

2. После игры в песочнице, необходимо обязательно помыть хорошо руки, переодеть ребенка в чистую одежду и вымыть обувь.

3. Примерно раз в месяц необходимо сдавать анализ кала на выявление яиц гельминтов, не зависимо от того, насколько часто ребенок играет с песком. Это позволить обнаружить гельминтозу на ранней стадии и вылечить ее без последствий для здоровья малыша.

4. Чистую песочницу для своего ребенка можно организовать на дачном участке. Для этого вы можете использовать готовые песочницы, предлагаемые магазинами или сделать песочницу своими силами. Прежде, чем высыпать песок в песочницу, его необходимо просеять, чтобы удалить из него камни и другие посторонних предметов. Позаботьтесь о том, чтобы в ночное время песочница была накрыта – такая мера предосторожности изолирует песок от животных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий